И тематически, и сюжетно эта книга непосредственно предваряет «Москву и москвичей» Гиляровского. Дмитрий Алексеевич Покровский (1845–1894) был по рождению коренным москвичом, и при этом «покровским» не только по фамилии, но и по месту рождения. Он появился на свет в двух шагах от Покровской (ныне Бакунинской) улицы, которую сам называет «Елоховской Покровкой», на территории древнего села Покровского-Рубцова.
Покровский происходил из духовной среды, из семьи потомственных священнослужителей. И прадед его, и родители всю жизнь были связаны с одним и тем же храмом — Св. Ирины (Живоначальной Троицы тож) на Ирининской улице (нынешней Ф.Энгельса). Не менее восьмидесяти лет семейство служило в этом храме — случай, для Москвы редчайший — и успело пустить здесь глубокие корни.
Для Покровского «Очерки Москвы» были итоговой и главной работой, можно сказать, делом всей жизни, в котором соединились и тоска по утраченным корням, и ощущение уходящей жизни, хотя задачу своей книги он формулировал скромно: дать лично ему известный материал к истории Москвы, «запас сведений, рассказов, преданий, слухов, наблюдений и впечатлений» из своей памяти. И этот запас он высыпает щедрой рукой.