Это одна из лучших аллегорий Джона Буньяна. Это произведение бессмертного автора совершенно отлично от двух предыдущих: «Путешествие Пилигрима и Христианы с детьми», которые разбирают все внешние случаи земной жизни, как способы или препятствия для духовного развития души, и потому они плоды личного опыта знаменитого Сновидца. Книга же разбирает внутреннюю борьбу духа с плотью и действия, истекающие от этой борьбы, насколько она может влиять на душевный мир и счастье человека в его жизни.
Этот поучительный рассказ – прожектор человеческого сердца в духовной анатомии души. Он вместе с тем и духовное зеркало, верно представляющее первое состояние человека, чьим рабом он стал впоследствии, какие войны и борьбу, оборону и нападение следует вести и довести до конца, прежде чем Христос снова может воцариться в душе человека, и «Погибший человек» мог бы воспеть новую песнь хваления, достойного «Возрожденного человека».
Первая часть описания "города" намекает на "человека" в абстрактном его смысле, а именно на ту эссенцию, называемую "душой", на которой запечатлил сам Бог Свой образ и подобие: то было дело десницы Божьей, обсужденное и объявленное Им "весьма хорошим". Из всез Его творений "человек" был ближайшим по сходству с Ним и наиболее дорогим Ему. "Душа Человека" была предназначена для обители Бога.
"Крепостью" или "цитаделью" города служит сердце человека; а "ворота" города - пять чувств человека, почему и даны им соответствующие имена. "Жителей города" символически представляют разум, воля, совесть, надежда, радость и та масса мыслей, которые наполняют душу человека. Они и мужеского и женского пола; есть между ними и дети, т.е. незрелые мысли и чувства, которые в городе зачаты, рождены и воспитаны на добро или на зло.
"Чертог Царя" впал в злоумышленную власть Сатаны и его сподвижников, и автор наглядно представляет слова Царя Соломона - печальную историю человечества в сокращенном виде: "Вот я постиг одно, что Бог сотворил человека благочестивым; но они выдумали много ложного" (Екклесиаста 7:29)
Прискорбное состояние "павшего города" (т.е. души) обращено в средство к большему прославлению Бога.
Расторжение святого союза между Богом и человеком тотчас внушает Сыну Божьему участие к погибшей душе. Эммануил совершает завет с Отцом: Сам Отец желает возвратить душу человека под владычество Божие. Он исполняет это дело, приняв на Себя плоть падшего творения и принеся Себя в жертву за него, научая человека познать и оценить Его через последовательное действие на него Духа Святого.
Между тем, однако, Сатана царствует полновластно в Божьем создании - городе "Душа", где он устроил своего рода правление. Похититель престола должен быть изгнан.
Эти видоизменения великой борьбы добра со злом суть фазисы нашей духовной жизни, в которых мы то ближе ко Христу, то более прежнего от Него отдаляемся.