Прежде всего «Погружение во тьму» - книга о сохранении человеческого достоинства в нечеловеческих условиях, о победе человеческого духа над силами зла. Убеждён, что она необходима сегодняшней молодёжи.
Человек глубоко русский, влюблённый в Россию, Олег Васильевич с большим тактом относился к представителям других народов. Общаясь с католическим ксёндзом паном Феликсом, азербайджанскими мусаватистами, он стремился не касаться болезненных тем.
Есть в книге моменты, поражающие воображение. Упоминаемый в «Архипелаге» расстрелянный на Соловках офицер Георгий Михайлович Осоргин - близкий друг Олега Васильевича. Вновь понимаешь разницу. Солженицын - великий наш соотечественник, но всё же воспитанник советской России. Ему пришлось пройти через круги ада, чтобы прозреть и обрести внутреннюю свободу. Олег Васильевич Волков - воспитанник России дореволюционной. Внутренняя свобода была свойственна ему с детства. Естественно, в конце XX века он, чудом уцелевший в большевистской мясорубке и доживший до наших дней, воспринимался не как представитель старой России, а как её осколок.
Судя по всему, родители Олега Васильевича были, как и большинство петербургской интеллигенции, православными по инерции. О своей вере он пишет очень осторожно. Был период, когда, придя в отчаяние от видимого торжества зла, совсем разуверился, впоследствии вновь обрёл веру. Рассказывая о своей судьбе, никогда не писал «Бог», а только «Провидение». Зато с огромной любовью описывал подлинных мучеников за веру.