Немалое количество католиков, особенно, состоящих в браке, приняли окончательный документ синода епископов, то-есть, папскую энциклику Familiaris Consortio, с плохо скрытым разочарованием. Многие из этих христиан обычно не проявляют слишком большого внимания к этому учению, и зачастую оспаривают право и компетенцию Церкви в данной области, обвиняя ее в том, что совершает насилие над их совестью, ибо совесть независима и несет ответственность только перед собой самой и перед Богом.
Как мне кажется, это лишь доказывает, что за утверждением верующих о том, что их совесть открыто противоречит учению Церкви, часто скрывается их неуверенность и беспокойство. Некое плохо скрытое беспокойство заставляет их искать одобрения Церкви своим необоснованным решениям.
За такой позицией нередко скрывается тайная мысль, что Церковь имеет некую магическую власть над добром и злом, что именно она устанавливает нормы морали и по своему произволу определяет права и обязанности супружеской пары пред лицом Бога.
Церковь не запрещает и не приказывает ничего подобного, потому, что у нее нет такого права. Она всего лишь учит моральной истине, не являясь ее хозяйкой, ибо она получила ее от Христа.
Человек призван открыть и осуществить эту истину, если он действительно хочет жить, как человек, если он хочет стать человеком в полном смысле этого слова, ибо моральная истина — это истина, из которой он сотворен, это человеческая истина.