Воспоминания Софьи Сергеевны Куломзиной, представленные в книге «Миры за мирами», могут соперничать с остросюжетным романом — столько в ее жизни было событий, трагических и радостных, столько неожиданных встреч, борьбы с неизбежностью, огорчений и удач, разочарований и надежды. Прежде чем осесть в Америке и стать именитым преподавателем Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, она сумела выбраться из водоворота Большой истории, в котором оказалась подростком, пережив в России ужас послеоктябрьских дней, горечь скитаний по всей Европе, тяготы Второй мировой войны. Она разделила с русской эмиграцией ее незавидную судьбу. Сильный, волевой характер, воспитанный русской дворянской средой, и вера в промысл Божий, ведущий ее по жизни, позволили ей стать тем, кем она стала: авторитетным церковным миссионером, ученым-педагогом, одним из руководителей фонда RBR, в глухие годы издававшего для России книги по истории христианства, патристике, богословию.
Софья Сергеевна прожила долгую и полную жизнь, и ощущение этой радостной полноты — наверное, самое завораживающее в искренних строках ее заметок. Они рассказывают о сложившемся вопреки обстоятельствам величавом русском мире, ностальгически близком нам и все еще духовно малопостижимом.
«Вся жизнь моя прошла в среде русской эмиграции — в разных странах Европы и в Америке. Я вспоминаю эти долгие годы — семьдесят с лишним лет — с благодарностью и любовью. Много было пережито, много было труда, много радостей, много бед. Мне всегда оставалось чуждым «отгораживание» себя от окружающей меня культуры. Но всегда вся моя жизнь шла в сознании, что есть Россия, что Россия, настоящая Россия, живет, какие бы государственные и политические силы в ней ни правили», – пишет Софья Куломзина.