В монографии осуществляется опыт системного анализа эсхатологической проблематики в русской религиозно-философской традиции.
В первой части монографии «Эсхатология в русском религиозно-философском самосознании: историко-философская ретроспектива» проводится историко-философский анализ эсхатологии в перспективе ее исторического развития. Показывается, что на развитие идей личной эсхатологии в начале XX века существенное влияние оказали философская антропология и экзистенциализм, а также аналитическая психология и сравнительное религиоведение. Обосновывается что в русском религиозном ренессансе эсхатология и апокалиптика, утопия и антиутопия, декаданс и мессианская экзальтация выступали чертами «духа времени», проявляющегося в духовном кризисе и духовном поиске новых горизонтов и перспектив эпохи Серебряного века.
Во второй части монографии «Проблема эсхатологии в русской религиозной философии второй половины XIX – первой половины XX века» исследуются эсхатологические учения русских религиозных философов. Эсхатологическая утопия Н.Ф. Федорова, эсхатология всеединства В.С. Соловьева, хилиазм С.Н. Булгакова, эсхатологическая парадигма в метафизике пространства-времени П.А. Флоренского, экзистенциальная эсхатология Н.А. Бердяева, учение Н.О. Лосского о перевоплощении.
В монографии эсхатология реконструирована как феномен философской мысли того же порядка, что и метафизика всеединства, русский космизм, персонализм, идея богочеловечества. Обоснован тезис, что в рамках русской философии эсхатология выступает в качестве предельного проблемного поля философской метафизики, где мыслится антиномическое совпадение онтологической, гносеологической, антропологической и экзистенциальной проблематики. Эсхатология становится символом трансцендентального горизонта, в котором совпадает история и вечность, божественное и тварное.
Для широкого круга интеллектуалов: научных работников, специалистов в области истории философии, религиоведов, культурологов, преподавателей, аспирантов.