Издание акафиста карманного формата в традиционном серийном оформлении крупного православного издательства, читаемого перед иконой Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». К иконе «Нечаянная Радость» православные христиане традиционно обращаются в тяжёлых жизненных ситуациях, в прошении помощи в избавлении от тяжких греховных страстей и прощения за них. Текст печатается в современной орфографии, с ударениями.
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» — почитаемая чудотворной в Русской православной церкви икона Богородицы. Празднование совершается (по юлианскому календарю): 1 мая, 21 мая, 9 декабря.
Иконография образа возникла под влиянием рассказа о чудесном видении грешника, описанном Димитрием Ростовским в сочинении «Руно орошенное». История, записанная святителем, рассказывает, что некий человек имел обычай каждый день молиться перед иконой Богородицы, а потом идти на замышленное им злое дело. Но однажды во время молитвы он «видит образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте». В страхе человек спросил Деву Марию о язвах и ранах Богомладенца и получил ответ, что грешники вновь и вновь распинают Иисуса Христа и заставляют её скорбеть от их дел. Грешник настойчиво просил Богородицу помиловать его и помолиться об этом её сыну. Богоматерь согласилась, но дважды Иисус отвергал её моление о прощении грешника.
Тогда Мать посадила Сына и хотела к Его ногам припасть, но Сын возопил: «Что хочешь сотворить, о Матерь?» — «Буду, — говорит, — лежать у ног Твоих с этим грешником, доколе не простишь ему грехи».Тогда сказал Сын: «Закон повелевает, чтобы Сын чтил Мать, правда же хочет, чтобы Законодавец Сам был исполнителем закона. Я Сын Твой, Ты же Мать Моя, и Я должен Тебя чтить, слушая Твои моления. Да будет, как хочешь: ныне прощаются грехи ему Тебя ради. В знамение же прощения пусть лобызает язвы Мои».
Поцеловав язвы Богомладенца, грешник пришёл в чувство, и видение исчезло. Димитрий Ростовский пишет, что после этого он исправил свою жизнь. Прощение грехов стало для него «нечаянной радостью» и дало название появившейся на основе этой истории иконографии Богоматери.