Слово «исихазм» происходит от греческого слова «исихия», то есть тишина, покой. Исихазм именуют также священным безмолвием. Практически исихазм состоит в занятии умным деланием, по-русски более точно называть это духовным деланием. Итак, исихазм — это духовное делание, сердцевиной которого является непрестанная молитва. Соборный разум Церкви выбрал для занятия непрестанной молитвой удобнейшую, краткую, глубокую и точную молитву Иисусову.
Упоминание о данной практике есть в труде «Лествица» (6 в.) преподобного Иоанна Лествичника. Он рассказывал о священном безмолвии, которому человек отдаёт и душу и тело. Святой Иоанн считал исихию личным идеалом. При этом он советует быть осмотрительным и смиренным тем, кто стремится заняться исихазмом.
Преподобный Исаак Сирин относился к исихии как к венцу совершенной жизни, матери раскаяния и началу самоочищения. Он полагал, что слово — это орган мира сего. Безмолвие же помогает отречься от мира с его греховными желаниями: похоти очей, похоти плоти и гордости житейской.
Одним из самых горячих сторонников молитвенного безмолвия был святитель Григорий Палама (1296-1359). Усилиями святителя и его учеников практика исихазма была оживлена, стала лучше пониматься и была теоретически обоснована как реальный опыт церковной жизни.