Ян Амос Коменский – богослов и реформатор XVII века, оказал настолько огромное влияние на последующую историю образования в западной культуре, что, по общему мнению, считается отцом современного образования. Но к сожалению, его идеи об учении и обучении не всегда понимают в контексте его христианского мировоззрения и веры.
В этом кратком введении в творчество Коменского профессор Дэвид Смит излагает несколько его центральных идей и обращает внимание на важные темы, обобщающие неустанную деятельность Яна Коменского по реформе образования. Автор утверждает что, Ян Коменский одновременно является не только предвестником многого, что мы сегодня открываем для себя и утверждаем в образовании, но и сторонником некоторых идей, которые, скорее всего, остались бы вне нашего внимания.
Читатели узнают, например, о том, что ему принадлежит идея обучения, которое должно быть подобно уходу за садом, и что центральную роль в образовании детей играют радость, благочестие и гармония. Автор тоже обращает внимание на то, что Коменский «...расценил бы отделение религии от учебной программы как фундаментальную ошибку. Он видел это с точки зрения самой структуры надлежащего знания о мире. Притворяться, что мы можем что-то знать о мире и приобретать навыки говорить и действовать в нем, не становясь морально ответственными за то, как мы влияем на мир через наши слова и действия, неправильно, так как знание и добродетель связаны. Притворяться, что мы можем поднимать вопросы о том, для чего нам наши знания, и о том, как мы должны жить, не принимая во внимание наши основные убеждения, обязательства и привязанности (наше благочестие), тоже не получается, ибо вопросы о том, что правильно и что хорошо, связаны с нашими представлениями о жизни. Это проблема как для любого светского образования, которое стремится относиться к знаниям и навыкам как к пунктам там в списке, из которого исключены вера, надежда и любовь, так и для любого основанного на вере образования, которое связывает веру исключительно с религиозными практиками, догматами веры и позициями по вопросам, вызывающим разногласия или которые неспособны привести к широкому пониманию, творческой педагогике и благу сообщества в более широком смысле (стр. 96-97)». Согласно с Смитом Коменский «...просил нас трудиться над пониманием того, как все в мире связано, вместо того чтобы принимать простые границы. Также он неоднократно призывал тех, кто не может прийти к согласию в вопросах веры, сесть вместе и договориться ради достижения мира для всех (стр. 97)».
Автор предлагает нам позволить Коменскому «быть самим собой, а не нашим «предвестником», если мы хотим научиться у него чему-то новому. Эта книга рекомендуется к прочтению любому педагогу, желающему понять историю образования с намерением вернуться к вечным образовательным идеям и практикам, которые еще будут влиять как на настоящее, так и на будущее.