Топоним «Европа» имеет не европейское, но азиатское, точнее, финикийское происхождение. Так мореплаватели финикийцы называли закат или тьму — «эреб», в противоположность восходу и свету — «асу», то есть «Азия». Так, этимологически «Европа» значит «запад», что вполне согласуется с расхожими представлениями об этой части света. Заимствованное греками, это слово стало личным именем дочери финикийского царя Агенора, похищенной Зевсом, явившимся ей в образе быка и унесшим ее на Крит. Крит не только в пространстве мифа, но и в реальной истории стал очагом европейской цивилизации. Рационализируя миф, Геродот считал, что дочь фиванского царя, по имени Европа, похитили критские купцы.
В географическую номенклатуру «Европа» вошла в эпоху греческой Архаики, и самая ранняя фиксация этого топонима содержится в письменных источниках у натурфилософа-досократика Анаксимандра, жившего в Милете на рубеже VII и VI столетий до Р. Х. В его географических построениях обитаемая земля, экумена, делилась на две части: Азию и Европу. Позже, под впечатлением Греко-персидской войны, жители Азии и Европы наделялись в представлении греков противоположными психическими и нравственными качествами. Знаменитый врач Гиппократ считал, что «европейцы отважны, воинственны и агрессивны, а азиаты мудры, образованны, но при этом настроены мирно, даже апатично». (Цит. по: Ле Гофф Ж. Рождение Европы. М., 2009. С. 22.)
Европа — это часть света, которая, однако, не является континентом, отличаясь этим от Африки или Австралии. Часть света — понятие из области географии, но применительно к Европе и Азии географический фактор сам по себе не служит основанием для их разграничения, потому что Европа — это только большой полуостров на западе Евразийского материка. Европу и Азию различают не из-за географии, а из-за истории, ввиду принадлежности их к разным цивилизациям. Но поскольку топонимы «Европа» и «Азия» включены в географический контекст, а география принуждает к картографической однозначности, граница между ними проводится с такой определенностью, которая не совпадает вполне с более зыбкими границами между цивилизациями, а только отчасти соотносится с ними.