Родился Святитель в 347 году в Антиохии Сирийской. Получив прекрасное образование, он некоторое время служил адвокатом. Однако, обратившись к изучению христианского богословия под руководством святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского (†381), Иоанн скоро крестился, а в 370 году был определен в клир на должность чтеца и продолжил обучение у самых знаменитых представителей Антиохийской богословской школы, прославленной своей несравненной экзегетикой.
После безвременной смерти горячо любимой матери Златоуст шесть лет провел в пустыне. Возвратившись в Антиохию, он в 381 году был рукоположен во диакона, а через пять лет и во пресвитера.
В 397 году великий пастырь был поставлен архиепископом Константинопольским. Но неожиданное избрание на столь высокий пост провинциального священника, человека без всяких связей и знакомств в столице да к тому же резко обличавшего роскошь и суетность столичной жизни, жадность и распущенность константинопольской знати, вызвало всеобщее недовольство.
К травле подключилась сама императрица, и был созван собор, приговоривший Иоанна к изгнанию: в 404 году Святитель был сослан в Армению, где пробыл два года. Затем его отправили в Абхазию, однако великий пастырь скончался в пути 14 сентября 407 года. Мощи его были перенесены в Царьград в 438 году.
Иоанн Златоуст оставил огромное литургическое и литературное наследие. Составленная наитием Духа Святого Литургия Иоанна Златоуста и ныне служится большую часть года. А его изъяснения, обычно в форме бесед, Священного Писания до сих пор считаются одними из лучших толкований во всей мировой богословской литературе. Среди них особенно известны 90 бесед на Евангелие от Матфея и 88 бесед на Евангелие от Иоанна. Уже при жизни Святителя они были переведены на латинский и сирийский языки.
Исключительное своеобразие изъяснительному методу Златоуста придает его манера богословствовать. С точным и убедительным комментарием, опирающимся на исчерпывающее знание текста и блестящую эрудицию, Святитель сочетает нравственные наставления, прежде всего предлагая их читателю.
Неподражаема и поистине кристальная ясность златоустовского изложения Божественной мысли, несущая в себе тончайшие моменты духовного понимания. (Неудивительно, что великого пастыря так любил цитировать святитель Феофан Затворник.) При этом писатель уделяет огромное внимание истории текста и грамматико-логической стороне речи, будучи в то же время чужд мертвящего буквализма.